27 октября 2008 г. ГОДЫ РЕПРЕССИЙ: СТРАШНЫЙ УРОК В нижнем храме Троицкого собора в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии на восточной стене изображен ряд новомучеников и исповедников российских. Среди них и новомученики Щелковской земли. Мне представилась возможность побеседовать с автором этой фрески, иконописцем Артемием Скрыльниковым.
– Какой смысл вы хотели вложить в композицию изображения этих святых?
– Вы уже, наверное, заметили, что изображенные на этой фреске святые повернуты к иконостасу, а их руки приподняты. Этим мне хотелось дополнить иконостас и развить его отсутствующую тему деисиса («деисис» в переводе с греческого – моление, обозначает иконописную композицию в которой Божия Матерь, Иоанн Предтеча и другие святые изображаются в молитвенном предстоянии с приподнятыми ко Христу руками; находится на втором ярусе иконостаса). Дело в том, что в храме очень низкий потолок и второй ярус поставить было невозможно. Вправо от иконостаса уходит восточная стена, которой в других храмах обычно не бывает. На ней мне и представилась возможность развить тему второго яруса молитвенным предстоянием новомучеников Христу.
Но был в этой композиции и другой смысл. Расположенные на одном уровне с царскими вратами изображения новомучеников устремляются к ним. Этим мне хотелось показать, что подвигом своим они входят во врата царствия небесного.
– Есть ли у вас пострадавшие во время репрессий родственники?
– Мои прабабушка и прадедушка были репрессированы и реабилитированы лишь в 90-х годах без возврата имущества и земель. Помню, как дедушка показывал мне документ об их реабилитации.
– Могли бы вы поделиться какими-нибудь событиями вашей жизни связанными с новомучениками?
– По промыслу Божию так сложилась моя жизнь, что приехав на Щелковскую землю, я сподобился в составе творческого коллектива исполнить роспись храма священномученика Владимира митрополита Киевского и Галицкого и новомучеников и исповедников российских при живом участии Тамары Назаровны Афанасьевой, внучке священномученика Дмитрия Миловидова.
Далее по благословению о. Андрея Ковальчука, благочинного Щелковского округа, выполнял роспись вышеупомянутого нижнего храма Троицкого Собора, где и были запечатлены новомученики Щелковские. В данный момент выполняю роспись храма Св. Троицы села Рязанцы Щелковского района, где до закрытия храма советской властью последним настоятелем был священномученик Василий Крылов.
– Как вы думаете, в чем отразился подвиг пострадавших за веру в Бога людей на нашем поколении?
– Я считаю, что новомученики – это не только связь государства с церковью, которая прервалась в годы гонений, но и людей разного уровня и положения между собою. Наверняка сейчас у каждого человека есть пострадавшие родственники, либо знакомые, в семье которых были такие люди, и получается, что, так или иначе новомученики участвуют в жизни каждого человека.
о. Сергий Ковальчук
|